Положение об ИОМ

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об индивидуальном образовательном маршруте
воспитанника (далее – Положение) разработано для Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения – детского сада компенсирующего вида №
266 (далее – ДОУ) в соответствии с нормативными документами:
 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО);
 Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 31.07.2020 № 373;
 действующими санитарными правилами и нормами;
 Уставом ДОУ;
 реализуемыми образовательными программами дошкольного образования.
1.2. Настоящее Положение обеспечивает реализацию права воспитанников
на индивидуализацию образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО,
определяя комплекс организационных мероприятий по обеспечению индивидуализации
образовательного процесса в зависимости от индивидуальных потребностей детей,
связанных с их жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющих особые
условия получения ими образования (далее – особые образовательные потребности).
1.3. Разработка и реализация индивидуального
образовательного
маршрута
(далее – ИОМ) освоения образовательной программы дошкольного образования (далее –
Образовательная программа) воспитанником, имеющим особые образовательные
потребности, является одним из механизмов индивидуализации образования в ДОУ.
1.4. К воспитанникам с особыми образовательными потребностями могут быть
отнесены:
 дети-инвалиды;
 дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ);
 дети, проявляющие определенные способности в различных видах детской
деятельности (далее – одаренные дети).
1.5. Под ИОМ в ДОУ понимается индивидуальный план образовательной
деятельности и/или коррекционной работы, обеспечивающий освоение Образовательной
программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей
и образовательных потребностей конкретного воспитанника.
1.6. ИОМ для воспитанника с ОВЗ, инвалидностью рассматривается как путь
компенсации трудностей в обучении и реализации личностного потенциала ребенка
во всех образовательных областях: социально-коммуникативное, познавательное, речевое,
художественно-эстетическое, физическое развитие.

2

1.7. ИОМ для воспитанника, проявляющего определенные способности в различных
видах детской деятельности, т.е. одаренного ребенка, рассматривается как поддержка
воспитанника, построение его образовательной траектории.
1.8. Цель ИОМ — это создание условий, способствующих развитию личности ребенка,
обеспечивающих в полной мере реализацию его потенциальных возможностей. ИОМ
призван обеспечить учет индивидуальных особенностей образования детей с особыми
образовательными потребностями при освоении Образовательной программы, создать
благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными
и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей
и творческого потенциала каждого ребенка.
1.9. Настоящее Положение определяет основные организационные механизмы,
реализуемые в ДОУ для обучения воспитанников по ИОМ, ответственность
педагогических работников ДОУ за реализацию ИОМ, создание условий для реализации
ИОМ, выбор оптимальных форм и темпа обучения воспитанников с особыми
образовательными потребностями.
2. Порядок разработки и реализации ИОМ
2.1. За разработку и реализацию ИОМ отвечают педагогические работники
(воспитатели и специалисты: музыкальный руководитель, инструктор по физической
культуре,
педагог-психолог,
учитель-логопед),
непосредственно
работающие
с воспитанником с особыми образовательными потребностями и принимающие участие
в реализации Образовательной программы.
2.2. ИОМ разрабатывается и утверждается в ДОУ для воспитанников, имеющих
особые образовательные потребности, на один учебный год по итогам оценки
индивидуального развития детей, проводимой в начале учебного года.
2.3. ИОМ разрабатывается на основании коллегиального заключение психологопедагогического консилиума ДОУ (далее – ППк) с учетом результатов оценки
индивидуального развития (педагогической диагностики, психологической диагностики
при наличии согласия родителей (законных представителей) воспитанников), заключения
ТПМПК или индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (далее –
ИПРА) при наличии.
2.4. По результатам оценки индивидуального развития в начале учебного года
педагогические работники ДОУ представляют на заседание ППк кандидатуры
воспитанников, имеющих особые образовательные потребности, а также педагогическую
характеристику, представления педагога-психолога и, при необходимости, учителялогопеда.
2.5. На заседании ППк выносится коллегиальное решение о необходимости обучения
ребенка с особыми образовательными потребностями по ИОМ.
2.6. На заседании ППк родители (законные представители) воспитанника
информируются о возможности обучения воспитанника по ИОМ в соответствии
с установленными требованиями, в том числе с требованиями, установленными
настоящим Положением.
2.7. При составлении ИОМ педагоги предлагают родителям (законным
представителям) воспитанника ознакомиться с:
– Образовательной программой;
3

– учебным планом на текущий учебный год;
– порядком разработки ИОМ и условиями его реализации.
2.8. На основании полученной информации родители (законные представители)
воспитанника дают письменное согласие (несогласие) с вынесенным коллегиальным
заключением о необходимости разработки ИОМ.
2.9. При наличии письменного согласия педагогические работники, отвечающие
за разработку и реализацию ИОМ:
 разрабатывают и корректируют ИОМ в соответствии с рекомендациями
специалистов ППк;
 определяют содержание ИОМ воспитанника;
 планируют и описывают методы, приемы и способы, посредством которых
воспитанник будет осваивать содержание образования;
 осуществляют непосредственную реализацию ИОМ.
2.10. Разработанный ИОМ передается для согласования заместителю заведующего
по воспитательно-образовательной работе, ответственному за координацию работы
по составлению и реализации ИОМ, и утверждается приказом заведующего ДОУ.
2.11. Заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе
координирует деятельность всех участников образовательных отношений, обеспечивает
методическое обеспечение разработки и реализации педагогическими работниками ИОМ
строго в соответствии с ФГОС ДО, осуществляет контроль над реализацией ИОМ.
2.12. Разработанный и утвержденный ИОМ является частью номенклатуры дел ППк
и хранится в его документации. Заверенная копия ИОМ хранятся на рабочих местах
педагогических работников, непосредственно отвечающих за реализацию ИОМ
воспитанника.
2.13. Все изменения и дополнения, вносимые в ИОМ в течение учебного года, должны
быть согласованы с заместителем заведующего по воспитательно-образовательной работе,
заведующим ДОУ.
2.14. По окончании срока реализации ИОМ ППк выносит коллегиальное решение
о завершении ИОМ или его продолжении. Решение ППк о необходимости продления
срока ИОМ обязательно для исполнения педагогическими работниками.
3. Принципы разработки ИОМ
При разработке ИОМ воспитанника участники образовательных отношений
опираются на принципы, сформулированные во ФГОС ДО:
 полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение
(амплификация) детского развития;
 построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка;
 содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
 поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
 сотрудничество ДОУ с семьей;
 приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества
и государства;
4

 формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка
в различных видах деятельности;
 возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
 учет этнокультурной ситуации развития детей.
4. Структура ИОМ воспитанника
4.1. ИОМ воспитанника является одним из основных механизмов, обеспечивающих
освоение Образовательной программы на основе индивидуализации её содержания
с учетом особых образовательных потребностей конкретного воспитанника
в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
4.2. ИОМ воспитанника разрабатывается и реализуется на основе взаимодействия
воспитанника, его родителей (законных представителей), педагогических работников
ДОУ, предполагает их тесное сотрудничество и сотворчество.
4.3. При разработке ИОМ воспитанника участники образовательных отношений
руководствуются требованиями ФГОС ДО, основываясь на интеграции образовательных
областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей, а именно:
 социально-коммуникативное развитие;
 познавательное развитие;
 речевое развитие;
 художественно-эстетическое развитие;
 физическое развитие.
4.4. Содержание ИОМ воспитанника (Приложение) включает в себя следующие
основные компоненты:
4.4.1. Общие сведения о ребенке включают в себя информацию о ребенке, родителях
(законных представителях), социальной ситуации развития ребенка, состоянии здоровья
ребенка, выписку из заключения ТПМПК (при наличии), ИПРА (при наличии)
4.4.2. План индивидуальной образовательной работы с воспитанником, включающий
определение задач в соответствии с образовательными областями, направлениями
развития воспитанника, форм и способов их реализации, рекомендации родителям
(законным представителям).
4.4.3. План индивидуальной коррекционно-развивающей работы с воспитанником,
включающий описание направлений деятельности, содержания работы, рекомендации
родителям (законным представителям).
4.4.4. Организационно-педагогические условия реализации ИОМ, включающие
описание программного (в том числе применяемых образовательных технологий),
кадрового обеспечения реализации ИОМ.
4.5. Условия реализации ИОМ воспитанника должны соответствовать условиям
реализации Образовательной программы ДОУ и требованиям ФГОС ДО.
5. Ответственность участников образовательных отношений
5.1. Ответственность за составление и реализацию ИОМ воспитанника несут
участники образовательных отношений в порядке, установленном действующим
законодательством.
5

5.2. Лицом, ответственным за координацию работы по составлению и реализации
ИОМ в ДОУ, является заместитель заведующего по воспитательно-образовательной
работе.
5.3.
Заместитель
заведующего
по воспитательно-образовательной
работе
обеспечивает:
 организацию работы педагогических работников ДОУ по информированию
родителей (законных представителей) воспитанников о возможности обучения
ребенка по ИОМ для развития их потенциала;
 организацию методического сопровождения по вопросам составления и реализации
ИОМ;
 контроль над соответствием содержания ИОМ требованиям ФГОС ДО;
 взаимодействие между участниками образовательных отношений по вопросам
разработки и реализации ИОМ;
 контроль над реализацией ИОМ;
 анализ работы педагогов ДОУ по вопросам разработки и реализации ИОМ.
5.4. При разработке и реализации ИОМ воспитанника участники образовательных
отношений руководствуются в своей деятельности:
 требованиями действующего законодательства;
 приказами заведующего ДОУ;
 Уставом ДОУ;
 принятыми в ДОУ локальными нормативными актами;
 настоящим Положением.

6

Приложение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад компенсирующего вида № 266
620072 г. Екатеринбург, ул. Рассветная 13 а
тел. 8(343)347-26-20, 348-41-15
mail: mdou266@eduekb.ru

УТВЕРЖДЕН
Приказом
от

№

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
на

учебный год

Ф.И.О.
воспитанника:_____________________________________________________________
Дата рождения:_____________________________________________________________
Группа:____________________________________________________________________
(указать возрастную группу, название,
№ и направленность)

Дата заполнения
ИОМ:________________________________________________________

СОГЛАСОВАН
заместитель заведующего
по воспитательно-образовательной
работе
/

7

/

1. Общие сведения о ребенке
Фамилия
Имя
Отчество
Дата рождения

ФИО матери
Контактный
телефон

ФИО отца
Контактный
телефон

Семья

полная,
неполная

количество
детей

8

родительинвалид

другое

2. План образовательной работы
Образовательная
область,
направление
развития

Задачи

Содержание работы (формы и средства
реализации задач)

9

Рекомендации
родителям

ФИО, должность
педагога

3. План коррекционно-развивающей работы
Направление
деятельности

Содержание работы (формы и средства
реализации задач)

10

Рекомендации
родителям

ФИО, должность
педагога

4. Организационно-педагогические условия
Программы
Педагогические
технологии
Кадровое
обеспечение

11

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».